Данная методика даёт понимание (пример) того, как можно подойти к эффективному изучению любого другого предмета, основываясь на некие узловые пункты, опорные точки. Традиционное обучение, включая даже самые передовые технологии, предусматривает постепенное, последовательное «раскручивание» информационной спирали. В итоге, чтобы добраться до пункта Д, ученик должен пройти все предыдущие точки: А,Б,В, Г…
Такой путь изначально обречён на провал. Никто не в состоянии пройти его! Это похоже на движение по кругу в тёмном лесу ночью, но с дурацкой уверенностью, что где-то есть тёплый светлый дом для ночлега, и там вас ждут – не дождутся гостеприимные хозяева. Иногда вам даже кажется, что вы видите мерцающий свет этого дома, даже слышите какие-то звуки и запахи тёплого хлеба. Но это всё - иллюзии!
Суровая правда заключается в том, что этот дом-мечта находится по другому маршруту, на который вы никогда не свернёте. Проводник, идущий впереди, постоянно подбадривает и обещает скорый успех. Через несколько недель/месяцев/лет такой «прогулки» вы вдруг понимаете бесцельность путешествия и теряете веру в людей и себя. Хотя кто-то из огромной толпы умудряется сойти с круга, но для этого нужно быть «ненормальным», «безумным». А вы этого не хотите, разумеется.
Что же можно предложить взамен линейных систем? Ответ очевиден: нелинейные! Но для того, чтобы на практике создать такую принципиально новую систему, нужно очень сильно потрудиться. Даже если кто-то и испытывает неудовлетворение от существующих обучающих систем, он ищет выход, используя традиционные инструменты. Ту же терминологию, те же программы, учебники, те же приёмы. Но с такими подходами новую - нелинейную систему - не создать.
Нужно "зарядить" ученика, создать атмосферу, в которой он начинает делать открытия. Научное фэнтези и сказочные приёмы в обучении - это именно то, что "заряжает". Где никто не боится сказать "я не знаю" или предположить что-то фантастическое или даже абсурдное с точки зрения традиционной науки. Только в такой обстановке человек перестаёт бояться выглядеть "неграмотным" и "малообразованным". Он начинает сочинять, придумывать, открывать. Творчество становится главным инструментом и дарит удовольствие от процесса.
С таким же упорством я пытаюсь донести, что нелинейная система – это постоянно развивающийся организм! Поэтому каждый, кто прикасается к ней, должен затем вносить много изменений и приспосабливать эту новую систему под себя. В противном случае она – удивительное дело! – превращается в обычную, линейную. Таким образом, именно элемент под названием «творчество» лежит в основе новой методики. Даже если родниковую воду залить в банку и оставить её без движения, то рано или поздно она протухнет!
А что уж говорить о педагогических системах! Они протухают, не успев даже быть освоенными. Вот именно поэтому моя задача заключается не в простой передаче пускай даже самых революционных знаний, а "всего лишь" в том, чтобы создать атмосферу, в которой хочется творить и радоваться своим открытиям.
Раскрывать себя и находить то, что по каким-то причинам долгое время спало где-то глубоко внутри и никак не выходило наружу. Это, пожалуй, самое главное.
Многие преподаватели сознательно (а часто и по недомыслию) пугают учеников, утверждая, что их предмет невероятно труден. Преподаватель в данном случае исходит из своего опыта, вспоминая долгие годы кошмарного последовательного путешествия через все пункты. И он убеждён, что только так и можно осилить его науку. Но ведь это неправда!
Очень яркий пример: вы подходите к горе, её склоны очень круты, опасны для восхождения, нет ни карт, ни проводников. Ну а вы (в большинстве случаев) слабы, нетренированы и даже не имеете специальных ботинок. Кажется, что не существует никакой возможности попасть на вершину. И тут вдруг с неба спускается вертолёт, который поднимает вас на самую макушку «неприступной» горы за считанные минуты!
Конечно, профессионал-альпинист скажет, что это нечестно и т.д. Но только вы в отличие от него на вершине уже побывали и даже нарисовали план возможного восхождения (облетев гору вокруг несколько раз). А наш бедняга - альпинист всё ещё готовится к восхождению, закупая провизию, снаряжение и пытаясь представить маршрут.
Оказывается, что сегодня мы можем использовать разные пути. Совершенно необязательно начинать с пункта А, чтобы попасть в пункт Б. Возможно стартовать с любой точки и затем «перепрыгнуть» куда заблагорассудится: хоть на самую вершину или на подножие или чуть выше, это не имеет никакого значения. Такое, на первый взгляд, «хаотичное» движение позволяет не только ускорить и оптимизировать процесс, но и избежать многочисленные недостатки традиционных преподавательских систем. Ну взять, к примеру, хотя бы вопрос об исключениях. Подавляющее большинство учителей заставляют «тупо» учить эти исключения, не задаваясь вопросом: а откуда вообще они появились?
Сразу же нужно заметить, что чем больше исключений, тем слабее система, поскольку любое дополнительное топтание на месте (а чтобы запомнить исключения требуется немало времени) отнимает силы, время и оптимизм. Само по себе «исключение» есть неумение существующей системы объяснить причину того или иного явления. А неумение это вытекает из того, что упомянутое явление не укладывается в рамки существующих правил. Мы ведь так и говорим: «исключение из правил». Значит, мало того, что ученик обязан учить правила, он ещё должен знать и исключения из них (?!). А для чего тогда вообще нужны эти т.н. «правила», если они не охватывают все случаи?
Конечно же, «правило» как эффективный инструмент понимания, что делать в той или иной обстановке – это важнейший момент в образовательном процессе. Но «правило» как некая формула, записанная на бумаге и которую нужно просто вызубрить – это нонсенс! Любое такое (бумажное) «правило» имеет исключения, то есть не является подлинным, универсальным правилом. И заставлять учеников учить этот бессмысленный набор слов – преступление.
К примеру, что нам даёт изучение английского алфавита? Вроде бы теперь мы знаем, как произносятся буквы. Но по-прежнему не умеем ни читать, ни понимать. Только получили дополнительную трудность, поскольку с этого момента приходится соотносить буквы со звуками. В итоге произошло осложнение учебного процесса в угоду последовательной методике обучения. Интересно заметить, что именно по знанию алфавита в начальных классах вообще оценивается знание языка. Часто можно услышать из уст преподавателя такую фразу: «У вашего ребёнка очень плохо с английским. Он даже алфавит не знает!».
Методики «непоступательного/непоследовательного» обучения принципиально отличаются от традиционных не только тем, что нарушают привычный ход, но – самое главное – они используют абсолютно иной словарный инструментарий. Причём, эта терминология может быть в некоторых случаях довольно традиционной, а часто – придуманной или преподавателем или даже самим учеником. Это вызвано не стремлением «выпендриться», а тем, что новая система «входит» в каждого ученика по-своему, каким-то неповторимым путём. Поэтому пытаться объяснить что-либо через шаблоны уже никак не получится. Здесь начинают выходить на первое место образные сравнения, примеры из жизни, фантазии и выдумки.
Вот, допустим, в английской грамматике есть понятие под названием «продолженное» время (continuous). Традиционно это преподносят как действие, которое происходит сейчас или в определённую точку прошлого/будущего. Сразу возникает «детский» вопрос: а что такое «сейчас»? а что такое «прошлое»? «будущее»? Конечно, можно долго дискутировать, однако учащийся в итоге должен безошибочно использовать нужную форму безо всякой там философии. Вся эта тема – «продолженное время» - размазана по программе на несколько лет, одни её кусочки поэтому очень трудно связать с другими. Много правил и исключений, разумеется. Итог – постоянные ошибки в речи и на письме.
А теперь – приготовьтесь – очень простой понятный подход, уничтожающий как правила, так и исключения из них: такую грамматическую конструкцию можно использовать, если действие возможно сфотографировать или снять на видео и затем “разглядывать” сделанную фотокарточку/фильм. Всё! Одна короткая фраза, и даже маленький ребёнок понимает, когда нужно применить эту конструкцию. Мы сейчас пронзили весь курс английского языка и взлетели на самую его вершину, чтобы сверху обозреть то, что ещё предстоит сделать.
А для тех, кому не очень хочется образно мыслить, ещё проще фокус: если глагол можно подставить в фразу “я закончил ..(в этом месте подставляем глагол)... в 5-30”, то можно и нужно использовать так называемое “продолженное время”. Если фраза не имеет смысла, то нельзя.
Например, “я закончил знать испанский в 5-30”. Это бессмысленная фраза. Мы поэтому не будем прибавлять окончание “ing” к глаголу “know” (знать). И просто скажем: I know spanish (Я знаю испанский). Да и сфотографировать такое действие невозможно!
А вот другой пример с глаголом “dig” (копать). Подставляем в проверочную фразу: “я закончил копать в 5-30”. Это вполне нормально. И фото можно сделать, и видео снять. Так что теперь фраза “I am digging” совершенно необходима и уместна.
Вот и всё, что нужно знать о так называемых “продолженных” временах, чтобы безошибочно использовать их в разговоре. Несколько фраз, примеров, трюков плюс 15 минут внимания. Вместо нескольких лет мучений и сомнений. Так что сами выбирайте!
Многие могут сказать, что это «ненаучно» в том смысле, что как-то непривычно. Да и вообще – слишком уж всё просто получается. Ну конечно: если идти традиционной дорогой, последовательно рассматривая все пункты, то это очень научно и, возможно, интересно. Только вот результата нет никакого, да и не дойти не то что до вершины, а даже до середины пути. А в современном мире время уплотнилось, поэтому все хотят быстро и результативно.
Нелинейный подход оптимизирует процесс обучения. Каждый, кто использует его, делает для себя открытия. И это реальные открытия (иногда понятные только одному «первооткрывателю»), которые основаны на глубоком понимании природы предмета. И не нужно требовать сейчас от такого ученика, чтобы он рассказал, как он сделал это открытие. Можно только лишь радоваться за него и поощрять.
Преподаватель в этом процессе превращается в друга, который внимательно наблюдает за своим учеником и постоянно ищет вместе с ним новые пути к совершенствованию. Это путь, когда ученик в большей степени является учителем для преподавателя, ибо он заставляет думать, отказываться от шаблонов и принимать нестандартные решения, импровизировать. Ну и конечно, - постоянно заниматься предметом, читать всю мыслимую и немыслимую литературу по различным темам, искать альтернативные способы увязать традиционные темы (разделы) или перепрыгнуть их, чтобы вернуться потом
Ещё лет 30- 40 назад и более Учитель был “ходячей энциклопедией”. Его уважали уже хотя бы за то, что он знал больше, чем другие. А уж каким способом он передавал эти знания - не так уж и важно. Других источников знаний (информации) просто не было. Сегодня всё поменялось: всемирная сеть, новые устройства и открытия в области связи и общения позволяют обходиться без преподавателя как носителя информации. Значит, преподаватель обязан “усиливать” другой свой компонент: методики передачи и усвоения, не забывая о пополнении памяти также.
Чтобы стать современным преподавателем, нужно скинуть с себя “важность” и всезнание, перестать быть “тынеправпотомучтоязнаюлучшетебяиучилсябольшеидольше”.
У меня сейчас есть более 100 абсолютно новых, непривычных приёмов, применив которые, можно получить результат “неожиданно” быстро и легко. И нашёл я все эти новинки только благодаря своим ученикам, за что бесконечно благодарен им! Это они заставляют меня находить ответы на «безумные» вопросы, сочинять и фантазировать (когда ответа нет нигде в «научной» литературе), копаться в библиотеках и мучить старых университетских профессоров «детскими» вопросами.
Так называемые «детские» вопросы – это вообще отправная точка в нелинейной педагогике. Эти вопросы вскрывают наиболее слабые места в имеющихся традиционных системах и заставляют думать. Почему перегорает электрическая лампочка? Что такое северное сияние? Почему после модальных глаголов в английском нельзя использовать частицу to? Почему слово «Я» в английском всегда пишется с большой буквы? - Чётких ответов на эти и другие вопросы вы нигде не найдёте (даже в интернете)
Конечно, можно отмахнуться от этих глупых на первый взгляд вопросов и сказать строго: лучше бы учили исключения, чем отвлекаться от серьёзного дела. Можно было бы, если бы наши ученики после школы прекрасно говорили и/или читали на английском. Но ситуация совершенно противоположная: большинство выпускников не могут ни говорить, ни воспринимать на слух английскую речь. Разумеется, встречаются исключения, но их процент пока невелик, несмотря на громадное количество курсов, школ и репетиторов. Причина одна: они используют всё те же (одинаковые) приёмы, правила, методики, хотя преподносят их вроде бы в новой упаковке.
Обращаюсь сейчас в первую очередь к родителям и к педагогам: существуют другие пути овладения знаниями! То, что предлагает автор этой статьи, не является, разумеется, наилучшим и единственным альтернативным вариантом. Просто откройте своё сердце и доверьтесь. Жизнь - это удивительное и неповторимое путешествие, поэтому не бойтесь экспериментировать и живите своею жизнью. Сегодня есть только одно оправдание тому, что делает человек с планетою: ТВОРЕСТВО. Так смелее, решительнее, быстрее отказывайтесь от навязанных приёмов и взглядов и пробуйте новое, творите!